Водном и том же аквариуме
из растений, грунта, фона, камней и коряг можно создать бесчисленное
множество интерьеров. Одни композиции очень понравятся зрителю, будут
казаться гармоничными, привлекать его взгляд, другие, напротив, окажутся
скучными и неинтересными. Посторонний зритель может не отдавать себе
отчет, почему ему нравится либо не нравится та или иная композиция.
Напротив, аквариумист, оформляющий водоем, должен не только заранее
разработать привлекательную композицию, но и уметь воплотить ее в
доступных материалах, должен понимать, что улучшает восприятие
композиции, а что мешает, какие детали уместны, а какие нет.
Специалист не может поступать слепо, лишь перебирая всевозможные
варианты, - он продумывает интерьер, а затем воплощает его .
Упомянув термин
"композиция ", мы приблизились к обсуждению темы, широко и подробно обсуждаемой в искусстве, а особенно в изобразительном искусстве. То, что наблюдатель видит через переднее стекло аквариума, можно уподобить картине, еще точнее будет сравнение со сценой, поскольку форма водоема не плоская, а объемная. Пожалуй, все знают, что объекты (как на картине, так и на сцене) не могут быть расположены произвольно - в таком случае произведение теряет смысл, предметы разобщены, происходящее на такой сцене не интересно зрителю. Но стоит поместить декорации и актеров на свои места, правильно осветить их, и зритель уже не может отвести взгляд, он заинтересован.
Композиция - наука сложная, ее разрабатывали
на протяжении всей истории цивилизации. Во многом эта дисциплина
остается неразгаданной и не является точной наукой, в которой можно
использовать расчеты и доказательства. Теорию композиции постоянно
проверяют зрительским восприятием . Но было бы глупо игнорировать хорошо известные знания. Хочу сделать последнее небольшое отступление от непосредственного изложения данной главы и рассказать о том, как в древнем Китае рисовали пейзажи. Это повествование должно убедить вас в том, что знание принципов композиций не менее важно, чем сама практика создания картины.
В изобразительном
искусстве Китая и других дальневосточных стран - Кореи, Японии и Вьетнама
- пейзаж занимает особое место, портреты и жанровые сценки
воспроизводились гораздо реже. Откуда же художники черпали темы для
картин? Конечно, из природы . Все мировосприятие народов Дальнего Востока построено на ее созерцании. Но у художников существовали определенные ограничения и условности, не позволявшие напрямую переносить пейзаж на плоскость картины. Европейские художники всегда рисовали на небольших полотнах, соотношение сторон которых редко превышало 1:3. Поэтому европейцы обычно находили привлекательную натуру и очень подробно переносили ее на холст, изменения касались лишь небольших деталей. Китайские пейзажи рисовались в основном на свитках шелка и представляли собой рулон, длина которого могла превышать 10 м при ширине около 0,5 м. Чтобы просмотреть такой свиток, его разворачивали по частям, вид на нем можно сравнить с панорамой. Если вы задумаетесь над тем, что воспроизведено на таком рулоне, то поймете, что пейзажей, подобных изображенному, в природе просто не могло существовать. Даже если предположить, что художник нарисует всю местность вокруг себя, то на полотне она займет не более 4-5 м при ширине в 0,5 м, что вполне достаточно для создания круговой панорамы. Значит, на более узких свитках были изображены вымышленные пейзажи! И это правда. Более того, чтобы все части картины были гармоничны и сочетались между собой, китайцы выработали особые правила составления пейзажей, то есть правила композиции. Были составлены даже книги и трактаты, в которых перечислялись отдельные объекты изображения местности, такие как скала с растущим на ней деревом или озеро в окружении камышей, а также рекомендации, как эти фрагменты могли сочетаться на холсте.
Скажите честно, отказались бы аквариумисты от подобной книги? Разве это не чудесно - вместо слепых попыток что-то пересадить и переставить получить знания, позволяющие быстро создавать красиво оформленные аквариумы? И разве мы не можем воспользоваться хоть частью знаний, выработанных художниками, ведь в водоеме присутствуют краски, линии, штрихи и тени, подобно изображению на картине?
По поводу красиво оформленного аквариума скептик всегда может сказать: "Разве здесь есть какая-то специальная композиция? Все так просто получилось само собой". Поэтому пора дать некоторые практические рекомендации.
Первым и
важнейшим правилом в аквариумной композиции является то, что
растения не должны заслонять друг друга. Поэтому ближе к переднему стеклу высаживают низкорослые растения, в средней части дна - повыше, а у задней стенки - самые высокие. При такой посадке зритель будет видеть каждый листик, каждую макушку стебля.
Второе
правило можно сформулировать так: "Избегайте симметрии".
Аквариум - это подобие природного водоема, в котором место
расположения всех растений и камней как бы случайно . Насколько случайно, мы обсудим немного позже. Симметрия применялась в средние века при создании регулярных парков. До сих пор она широко используется в архитектуре, но не в живописи.
Симметрия применяется и в аквариуме: в большом водоеме можно симметрично высадить растения, создать французский дворцовый парк, но уже через несколько дней композиция будет нарушена, поскольку водные растения быстро образуют новые побеги и стебли. А повторять в деталях один и тот же фрагмент вам надоест уже через месяц.
Поэтому растения и
декорации в аквариуме размещают несимметрично, но и не хаотично . Возьмем для примера камень. Где его можно поместить в водоеме? Все зависит от основного замысла и от того, как этот декоративный элемент сочетается с другими предметами, растениями. Но он не может находиться ровно посредине водоема. Не стоит укладывать рядом два декоративных элемента одной величины - это также неестественно. Зато плоский камень, помещенный по одну сторону большого камня, и небольшой округлый камешек - по другую создадут прекрасную гармоничную композицию.
В рисунке есть линия, штрихи и пятно. Думайте о стеблях растений как о линиях, а о крупных листьях и камнях - как о пятнах. Кстати, вы догадались, что соответствует штрихам? Их заменяют мелколистные растения. Отдельные штрихи на рисунке не видны, подобно им, теряется короткая веточка пеплиса или роталы. Чтобы эти растения стали заметными, необходимо собрать несколько стеблей в пучок и посадить их вместе, тогда масса листвы дополнит аквариум особым рисунком и оттенком.
Листья роталы и микрантемума сходны между собой. То же самое можно сказать о лимнофилах и перистолистниках. Неискушенный зритель может не различать эти растения, если они расположены рядом, но стоит присмотреться, и становится заметно некоторое различие в том, как расположены листья этих растений, какой рисунок они создают. Такие малозаметные различия называют нюансами, а их противоположностью являются контрасты. Примером контраста может служить гигрофила с ее густо расположенными овальными листиками и валлиснерия, листовые пластинки которой имеют лентообразную форму. Но оба растения окрашены в ярко-зеленый цвет и составляют цветовой нюанс. А вот пурпурная альтернантера и зеленая гигрофила являются образцами контраста. Нимфея с огромными округлыми листьями и узколистная барклая также различаются, но уже по окраске, ведь оба растения часто обладают красными тонами.
Подбирая различия, можно создать целую гамму оттенков или форм листьев. Композиции, в которых используются преимущественно нюансы, кажутся спокойными. Но если в аквариуме все растения будут выглядеть слишком похожими друг на друга, такой фрагмент покажется скучным. Поэтому на фоне "нюансных" зарослей можно поместить несколько растений, которые будут выделяться формой листьев или окраской - они противоположны по отношению к фону. Камни и коряги, четко проступая на заднем плане, как правило, являются контрастными элементами.
Если уж речь зашла
о фоне, то нельзя забывать о гармонии между ним,
грунтом и растениями. Допустим, вы используете черный гравий. Тогда в
таком аквариуме уместно применить темный фон для заднего стекла,
находящийся в одной гамме с грунтом. Освещение такого водоема лучше создать с использованием ламп, подчеркивающих окраску, таких как Hagen PowerGlo, и тогда яркие рыбы и растительность заиграют на темном фоне, верхушки растений будут контрастировать с глубокими тенями. В таком аквариуме композицию лучше строить на контрасте, при этом можно использовать зеленые и красные оттенки. На фоне черного грунта хорошо смотрятся одиночные розеточные растения.
Композицию в
аквариуме со светлым песком нужно строить иначе: фон
не очень темный, освещение желтоватое , приближающееся по спектру к солнечному. Ярко освещенный водоем будет прекрасным домом для большинства растений, и длинностебельных, и розеточных. Здесь интерьер лучше построить на нюансах, ведь каждый листик хорошо освещен и виден, лишь один-два контраста оживят эту картину. Попробуйте представить, что произойдет, если пренебречь этими рекомендациями: белый песок, черный фон, заросли из растений различной окраски - композиция распадется, посадка в аквариуме будет казаться хаотичной.
Попробуем представить более сложный вариант - использование красноватого гранитного гравия. Сам по себе этот грунт красив, а значит, будет привлекать к себе внимание. Задача фона противоположная - не привлекать к себе внимание, а подчеркивать красоту тех объектов, которые на нем находятся. Многие аквариумные растения имеют в окраске красные тона, но все же большинство растений зеленого цвета. Чтобы оформление было гармоничным, основную часть растительности в таком водоеме должны составлять как раз красноватые растения. Для завершения композиции на их фоне достаточно будет поместить несколько крупных ярко-зеленых кустов. Задний план в аквариуме должен соответствовать тону грунта, например иметь темно-коричневую окраску. Черный фон в таком водоеме будет излишне мрачным, светлый задник сделает композицию слишком пестрой.
Еще одним примером является аквариум с гравием из розового кварцита. Нежный, светлый тон этого гравия не допускает сильных контрастов, поэтому задний план не может быть ни черным, ни синим. Лучше всего остановиться на светлой пленке, на фоне которой будут хорошо видны ярко-зеленые заросли. Вся композиция получится сочной и яркой, красные растения здесь можно не применять вообще.
Помимо групповых посадок, создающих в водоеме фон и рельеф, необходима точка, которая бы притягивала взгляд. В аквариумных композициях ее называют сильной тачкой, она расположена в определенном месте. Обычно это крупное заметное растение, чаще одиночное. Примером может быть краснолистная нимфея или горизонтальный эхинодорус, листья которого хорошо выделяются на фоне стеблей мелколистных растений. В сильной точке также можно расположить группу контрастных по цвету длинностебельных растений, например перистолистник красный.
В завершение краткого рассказа о композиции невозможно еще раз не вспомнить об освещении, благодаря которому художники пишут картины, передавая игру света, выделяют тенями объемы, создают различную фактуру. Поэтому даже идеальная композиция может показаться неудачной, если аквариум неправильно освещается. Невзирая на физиологические потребности растений, попробуйте поэкспериментировать. Например, лампы холодного света создадут глубокие тени, высветят верхушки растений и проявят окраску многих рыб. Такое освещение подходит для создания драматического эффекта, для композиций, основанных на контрастах. Теплый свет создает ощущение солнечного тепла, мягко заполняющего весь объем. Красные растения в таком освещении смотрятся гармонично, а ваг окраска многих рыб несколько теряется. Белый свет нейтрален, если его сила большая, объемы несколько теряются.
Как видите, в зависимости от общего замысла освещение в композиции следует подбирать обдуманно. В одних случаях вам будет достаточно лишь ламп теплого света, которые физиологически наиболее пригодны для растений. Чтобы окраска рыбок смотрелась ярче, необходимо ближе к переднему стеклу установить лампу с нейтральным или холодным светом, тогда подплывающие к зрителю рыбы засияют красками. Обратите внимание на некоторые типы ламп, созданные специально для того, чтобы подчеркивать красоту и блеск всех красок - синей, зеленой, желтой и красной. Поскольку в люминесцентных лампах спектр линейчатый, то можно подобрать смесь газов, дающую всплески в каждой из пе-" речисленных частей. За счет этого окраска рыб и определенные тона растений выглядят очень нарядно. По такой технологии создана лампа Hagen PowerGlo.
Возможно, вы решите, что композиция наиболее привлекательна в лучах холодного света, но для растений такое освещение не вполне пригодно. В таком случае в аквариуме можно использовать два набора ламп: один - обеспечивающий рост, а второй - для наблюдения за водоемом. Эти лампы включают при помощи раздельных выключателей. Можно запрограммировать таймер на изменение типа освещения в то время, когда на домашний водоем больше всего обращают внимание.